среда, 6 февраля 2019 г.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых

         Сказкотерапию активно используют в решении жизненных проблем и трудностей у детей и взрослых. Что такое сказкотерапия? Это одна из методик, направленная на психологическое воздействие на человека. Данный метод позволяет стимулировать развитие личности или корректировать имеющиеся проблемы.
   В сказкотерапии основным инструментом выступает именно сказка, позволяющая смоделировать те или иные ситуации и взглянуть на них со стороны. У сказкотерапии как метода психологической коррекции возрастные ограничения отсутствуют. Потому пациентами могут выступать дети 1, 2, 3 лет, а также 4, 6, 10 лет и более. Существуют как специальные сказки для взрослых, так и сказкотерапия для дошкольников.

Функции метода
         Сказкотерапия для взрослых и детей от 1 года дает возможность глубже познать самого себя, используя сказки. В случае проведения сеанса сказкотерапии сказки выступают в роли инструмента коррекции и решения проблем. В процессе чтения или прослушивания сказок человек, будь то подросток 10 лет или маленький ребенок 2- 7 лет, он неосознанно выделяют в рассказе определенного героя, который в том или ином смысле ему близок. Различные методы сказкотерапии имеют ряд направлений, выбор которых определяется исходя из поставленных перед ними целей.
         Приемы сказкотерапии позволяют выделить основные направления данного психотерапевтического метода воздействия.
§  Разрешение задач, появившихся в жизни человека. Принципы сказкотерапии дают возможность разработать определенную модель поведения для решения той или иной ситуации. Сказки позволяют увидеть со стороны ряд проблематик, а также способы их решения. Это дает возможность человеку самостоятельно выбрать путь, который оптимально подойдет для решения конкретно его задачи.
§  Передается опыт. Работы со сказками помогают в передаче жизненного опыта. С помощью сказкотерапии можно обучить таким вещам как мораль, доброта, хорошо и плохо, ответственность, храбрость и пр. Ведь дети 2, 3, 4 лет и даже 7-10 лет получают важнейший жизненный опыт именно из своих любимых сказок, героям которых они часто подражают.
§  Развивается мышление. Такое направление в сказкотерапии актуально для детей от 3-4 лет до подросткового возраста. При прочтении взрослыми рассказа, наступает определенная фаза, когда детям предлагается проанализировать поступки определенных героев, выразить свое мнение и решить, правильно ли он поступил или нет. Это стимулирует развитие памяти, мышления и творческой личности ребенка.
§  Лечебно-психиатрические работы. Работа со сказками не редко выступает в роли инструмента для логопеда или при работе над проблемами детей с ОВЗ. Также при сказкотерапии упражнения дают возможность раскрыть проблему ребенка. Для этого дети 6, 7 лет или 10 лет придумывают собственную сказку, рассказывают ее психологу. Специалист, проанализировав придуманное детьми, раскрывает проблемы, которые были скрыты в сказке. В дальнейшем ведется работа над их решением.
Функции сказкотерапии
         Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста и также методы лечения сказками у подростков и взрослых людей выполняет несколько функций как психологический метод воздействия и коррекции:
§  сглаживаются барьеры между пациентом и врачом;
§  анализируются проблемы, скрытые глубоко в подсознании;
§  находятся выходы из сложных ситуаций;
§  анализируются скрываемые человеком проблемы;
§  отображаются внутренние конфликты;
§  устраняются фобии;
§  развивается фантазия;
§  улучшается словарный запас;
§  предотвращаются ошибки;
§  поднимается самооценка и пр.
Виды психологических сказок
         Сказкотерапия для детей дошкольного возраста 2, 3 или 5 лет, сказкотерапия для младших школьников 6 -7 лет, а также сказкотерапия для подростков проводится с использованием определенных видов рассказов. Виды сказкотерапии во многом зависят от используемых сказок.
§  Художественная. К ним относят как авторские, так и народные рассказы. Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские могут иметь очень тонкие и скрытые значения.
§  Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их цель — обучать пациента тем или иным вещам, в зависимости от проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по сказкам.
§  Медитативные сказки. А вот медитативные сказки служат для того, чтобы человек мог расслабиться, избавиться от агрессии и накопить позитивные мысли, опыт.
§  Психотерапевтические сказки. Сказкотерапия как средство психотерапии позволяет провести глубокую и тщательную работу над проблемами пациента.
§  Психокоррекционные. Обычно используются для решения проблем агрессии малышей, а также нарушений поведения. Если ребенок чрезмерно агрессивный, буйный или вспыльчивый, психокоррекционная сказка станет оптимальным методом решения этой проблемы, повлияет на двигательную активность и дополнительно подавит агрессивность.
         У сказкотерапии имеется логопедический эффект, с ее помощью осуществляется совершенствование имеющихся навыков и приобретаются новые. Также проводятся этапы развития речи дошкольников, подобная психотерапия влияет на двигательную активность ребенка.
Методы сказкотерапии
         Как и психодрама, сказкатерапия может проводиться с детьми 5, 6 лет, а также при работе с детьми в ДОУ или школьниками. Для развития детей дошкольного возраста применяют несколько иные методы, нежели для детей 6 лет и более.
         Всего выделяют несколько основных методов, где сказкотерапия выступает как средство решения проблем пациентов.
§  Проводятся работы с уже ранее написанными, существующими сказками.То есть здесь дети 5, 6 лет и пациенты старшего возраста, включая пожилых людей, могут прорабатывать в рамках занятий известные произведения. В ходе работы обсуждается поведение главных героев, их отношения и модели поведения. Подобную сказкотерапию в детском саду проводят достаточно часто.
§  Написание. Чтобы развивать речевой аппарат, а также осуществлять формирование фантазии, воображения, используют метод самостоятельного написания. В период от двух до пяти лет такой метод не актуален. Его применяют в работе с пациентами старшего возраста — от школьников до взрослых людей. После составления собственного рассказа психолог его анализирует и находит имеющиеся проблемы.
§  Демонстрация. Это психотерапевтическая деятельность, предусматривающая постановку сказки в виде выступления. Во многом это психодрама. Подобное сочетание психодрамы и сказкотерапии помогают пациентам вживаться в роли сказочных персонажей, переживать его эмоции и сталкиваться с его проблемами.
§  Завершение сказок. Такой метод предусматривает необходимость закончить сказку или изменить ее окончание. То есть начало уже готово, а вот концовку следует придумать самостоятельно. Для детей 3-5 лет такой метод не актуален.
§  Арт-терапия. Достаточно часто проводят арт-терапию сказкотерапии.     Представлена она может быть в форме рисования, лепки или другого формата творчества. Это непосредственно влияет на двигательную активность, развивает воображение и позволяет корректировать героев. Прочитав сказку, у каждого ребенка или взрослого будет свое представление о герое. Психологу крайне интересно и с точки зрения психокоррекции полезно посмотреть, как именно пациент представит на рисунке того или иного персонажа. Это позволяет раскрывать ряд скрытых проблем. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии играет особую роль в данном методе работы с пациентами.
Структура занятия
        Чтобы повлиять на двигательную активность, решить проблемы пациентов или отыскать ответы на важные вопросы, следует правильно структурировать процесс сказкотерапии.
        Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология или как инструмент психотерапевтического воздействия имеет следующую структуру построения процесса работы с пациентами:
§  Погружение. Необходимо предварительно подготовить все материалы, которые пригодятся в ходе работы. Погружение достигается путем прослушивания музыки, медитаций, изменения тона читающего или даже изменением освещения. В комплексе это позволяет из реального мира погрузиться в мир сказок.
§  Знакомство. Здесь читаются или прослушиваются психологические сказки для детей.
§  Процесс обсуждения. Когда ведущий закончил чтение, чтец-психолог начинает задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или героями рассказа. Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.
§  Арт-терапия. Пациентам дается задание нарисовать, слепить или как-то иначе изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший его момент сказки и пр. Причем ребенок или взрослый человек должен сам выбирать, что именно он хочет изобразить. Ведущий лишь дает возможность выбора.
§  Выход. Погрузившись на первом этапе в сказку, теперь из нее нужно выходить. Для этого приглушается музыка, включается свет, к примеру. Психологи часто используют прием, при котором все закрывают глаза, считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность.
§  Итоги. Психолог, приняв во внимание результаты терапии, подводит итоги каждого участника группы. Выводы относительно увиденного или услышанного психолог может сообщить как при группе, так и при индивидуальной беседе с пациентами.
Особенности работы с детьми
Грамотная и эффективная сказкотерапия детских проблем достигается только при условии соблюдения определенных правил и норм. Если не соблюдать их, желаемый результат достигнут не будет.
Есть несколько условий, позволяющих достичь желаемого эффекта при работе с детьми. На основе рассказа рекомендуется проводить практические занятия в виде лепки, рисования или простых активных бесед или даже постановки театрального выступления. Ведущий сам должен проявлять интерес к рассказу и погружаться в сказочный мир, чтец обязательно должен проводить сеанс, используя эмоциональное сопровождение, то есть создавать соответствующее настроение сказки с помощью эмоций. Важным нюансом является настроение ребенка — если он не настроен на сеанс терапии, заставлять его не нужно.
         Также есть несколько важных правил, которые принимаются во внимание при построении сказкотерапии с детьми:
§  учитывается возраст аудитории;
§  дозировано предоставляется информация;
§  терапия сопровождается обязательным обсуждением, обыгрыванием или рисованием составляющих сказки;
§  терапия не подразумевает проведение нравоучений для детей;
§  подводятся итоги методом анализа или обсуждения с детьми самого произведения, его героев и обыгранных в сказке ситуаций.
         Как видите, сказкотерапия положительно влияет на двигательную активность детей, раскрывает проблемы пациентов и позволяет корректировать поведение. На самом деле у сказкотерапии огромные психотерапевтические возможности.
         Необходимо лишь грамотно распоряжаться этим инструментом воздействия, актуальным как для детей, так и для взрослых.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Визитная карточка